Авианосец “Минск”

Авианосец “Минск”

Корабли проекта 1143 «Кречет» называли визитной карточкой страны. Построено их было четыре, и носили они названия городов – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Это были уникальные, невиданные ранее суда для ВМФ СССР – тяжелые авианесущие крейсера, своеобразная попытка в очередной раз «догнать» Америку, интересы которой на всех морях-океанах давно уже представляют мощные авианосные ударные группировки – АУГ. 
«Тяжелый авианосный крейсер «Минск» создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических Республик (Ленинград-Николаев)» – такая надпись была выгравирована на закладной доске одного из авианосцев, построенных для Военно-морского флота СССР. Постройка каждого авианосца стоила державе, по данным иностранной печати, около 4 миллиардов долларов. 
На ТОФ этих удивительных кораблей насчитывалось два. «Минск», включенный в состав флота в ноябре 1978 года, и «Новороссийск», появившийся здесь пятью годами позже. Каждый из этих огромных красавцев-кораблей нес на борту две эскадрильи (вертолетов Ка-25 и самолетов Як-38) и порядка 1300 человек экипажа. 
Опуская подробности боевой службы этих кораблей, вспомним о том, что с ними произошло в первой половине 90-х годов, когда после распада СССР началось планомерное уничтожение двух единственных верных союзников государства – Армии и Флота. Почти в одно и то же время оба принадлежавших ТОФ авианесущих крейсера были выведены из боевого состава. Дальнейшая их судьба также во многом схожа: боевые корабли, стоимостью в несколько миллиардов долларов каждый, ушли за рубеж за бесценок. 
Впервые вопрос о продаже двух тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) «Минск» и «Новороссийск» встал в 1992 году. Тогда, в ходе официального визита в Пекин президента России Бориса Ельцина, китайская сторона предложила продать им корабли. Борис Николаевич посоветовал китайцам подготовить официальный запрос, что китайцы и не преминули сделать. Но информация о готовящейся сделке века, способной повлиять на стратегический паритет сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, попала в прессу. Дело получило международный резонанс, и российскому правительству пришлось отказаться от далеко идущих планов. 

Бывшая гордость советского авианосного флота теперь служит китайскому народу. 
Вторично вопрос о возможной продаже «Минска» и «Новороссийска» был поднят в апреле 1993 года. Тогда с предложением выкупить у России списанные авианосцы обратилась американская компания World Business Network Inc. По какой-то причине и эта сделка сорвалась. 
Не исключено, что сыграла в этом определенную роль и жесткая, непримиримая позиция тогдашнего командующего ТОФ адмирала Хватова, который буквально «костьми лег», чтобы не допустить продажи советских авианосцев. Не исключено, что именно упорное нежелание Хватова способствовать «сделке века» и стало, в действительности, причиной его позорной отставки. Не за гибель трех матросов на острове Русском наказали адмирала – нашли повод убрать, потому что мешал продавать за бесценок дорогостоящую государственную собственность, ключевые звенья обороны Державы. 
Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как в апреле 1994 года при посредничестве АО «Компас» между Центральным управлением материальных ресурсов и внешнеэкономических связей (ЦУМР и ВЭС) Министерства обороны РФ и южнокорейской компанией Young Distribution Corp. начались переговоры о продаже авианосцев. И закончились «успешно» – уж больно высокопоставленные «многозвездные» чины в этот раз курировали процесс продажи гордости Отечества. 
ТОФ, на балансе которого числились авианосцы, никакого отношения к «сделке века» не имел. Продажей по личному распоряжению Павла Грачева занималось совместное предприятие «Компас-1», учредителями которого стали с российской стороны фирма «Компас», а с южнокорейской – «Янг дистрибьюшн». Фирму «Компас», в свою очередь, учредили бывший начальник тыла ТОФ Махонин, бывший начальник Генштаба СССР Моисеев и бывший командующий ВМФ СССР Чернавин. Также посредниками в сделке выступили бывший начальник тыла ВМФ СССР адмирал Сидоров и бывший начальник главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ адмирал Алпатов. 
6 октября 1994 года между ЦУМР и ВЭС и южнокорейской компанией были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049. «Минск» продали за 4 миллиона 583 тысячи долларов США, «Новороссийск» же оценили в 4 миллиона 314 тысяч долларов. Фактически – по цене черного лома (!!!). 
23 октября 1995 года бухту Южную на буксире покинул корпус тяжелого авианесущего крейсера «Минск», проданный на металл южнокорейской компании «Янг дистрибьюшн корпорейшн». Корпус ТАКРа «Новороссийск», проданный той же конторе, ушел в Южную Корею в начале 1996 года.
Дальнейшая судьба «Новороссийска» неизвестна. По некоторым данным, он находится где-то в Южной Корее и на металл его до сих пор не разобрали. Точно так же неизвестно, что сталось с головным кораблём «стаи «Кречетов» ТАКР «Киев», который, по некоторым данным, также в 90-х был продан в Китай на металл. 
Что сталось с «Минском», удалось выяснить – пройдя через несколько рук, «Минск» оказался в собственности китайской компании с некитайским названием «Minsk Aircraft Carrier Industry Company». После проведения комплекса реставрационных работ, с 27 сентября 2000 года корабль используется в качестве музея и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга). 

По оценкам специалистов, превосходный боевой корабль, доставшийся Китаю за сумму, составляющую примерно половину процента (!!!) от его реальной стоимости, можно привести в боеготовное состояние за 3-4 месяца. Благо соответствующие судоремонтные мощности у современного КНР присутствуют в избытке, и дооснащение отличного «железа» качественной советской постройки современным оборудованием и вооружением – дело хотя и дорогое, но гораздо более дешевое, чем строительство такого же суперкорабля «с нуля». 

А вот нынешней России, в свое время поспешно избавившейся от гордости отечественного ВМФ, похоже, куда проще строить все заново или покупать за рубежом. Речь идет о нашумевшем контракте на французские корабли-вертолетоносцы класса «Мистраль», коих для отечественных ВМФ предполагается поставить аж 4 штуки. Два из них предназначены для ТОФ. 
Конечно, простое сравнение «Мистралей» с «Кречетами» проекта 1143 не вполне корректно. «Французы» и размерами уступают нашим ТАКРам, и водоизмещением, и бортовое вооружение у них послабее будет, не говоря уже о численности экипажа. Да и задачи у них несколько различаются: «Мистраль» способен десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. В России «Мистрали» собираются использовать прежде всего как корабли управления, а также для обеспечения поиска подводных лодок и борьбы с ними. Десантная составляющая «Мистралей» для российских ВМФ особого значения не имеет. 
Важно другое: некогда продав за бесценок уникальные многоцелевые океанские корабли, способные составить ударное ядро любого иностранного флота, сегодня Россия готова тратить огромные средства (контракт на «Мистрали» оценивается примерно в миллиард евро) для приобретения несравненно более слабых боевых единиц. По целому ряду ключевых параметров ТТХ значительно уступающих «Минску» и «Новороссийску». Не говоря уже о том, что французские корабли будут поставляться в «гражданском» варианте – без вооружения и электроники, только «коробка» и ходовая часть. Тогда уж проще построить новые корабли для флота самим, в России. И не по французской лицензии (именно такой вариант сегодня рассматривается Минобороны), а на основе собственных разработок. 

Игорь ЛЕДОГОРОВ. 

Голосовать: 
5
Average: 5 (1 vote)
<< бухта большая и малая Нерпа, мыс Южный, июль 2014
Гонки на лодках класса "Дракон" >>